Всовременных образовательных учреждениях, а особенно в учебных за¬ведениях с углубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса, неадекватная психосоматическим возможностям детей и подростков; введение инновационных технологий, преобладание авторитарной педагогики, во многих случаях обуслав¬ливают повышение утомляемости учащихся на уроках и формируют у детей и подростков состояние хронического стресса, что приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности и психосоматических нарушений здоровья.
Поэтому в целях охраны здоровья учащихся в образовательных учреждениях должна проводиться работа по профилактике утомления, заключающаяся в коррекции организации и интенсивности учебного процесса, проведении на уроках физкультминуток.
Гармоничность психического развития детей школьного возраста чаще всего определяется с помощью личностных опросников. Необходимость мониторинга психического развития детей и подростков, организации массовых исследований потребовала создания скрининговых методов оценки психического развития школьников.
Учащиеся с повышенной и высокой степенью невротизации относятся к группе риска и должны наблюдаться детским неврологом. Если неврозоподобные проявления не могут быть связаны с утомительностью учебной нагрузки в образовательном учреждении и авторитарным стилем преподавания, то следует искать другие причины нарушений нервно-психического здоровья — соматические заболевания, неблагоприятный семейный микроклимат, чрезмерные дополнительные учебные или спортивные нагрузки и др.
Это может показаться удивительным, но именно родители должны следить за психическим здоровьем своего ребенка, поскольку их поведение нередко становится причиной нервных расстройств у детей. К примеру, одним из главных факторов возникновения и дальнейшего прогрессирования психических заболеваний у детей является насилие в семье. Насмешки, чрезмерные упреки, битье — все это может стать причиной нервных расстройств, формирования комплекса неполноценности, снижения уровня самооценки. Необходимо знать, какие симптомы возникновения нервных расстройств могут проявить себя у ребенка.
Заподозрить неладное можно в следующих случаях:
1. Ребенок длительное время находится в угнетенном, подавленном состоянии.
2. В момент депрессии ребенок перестает быть активным, становится вялым, раздражительным.
3. В отношении с окружающими возникает стена.
4. Могут произойти внешние изменения: возникает сутулость, шарканье ногами, плаксивость, ухудшение памяти.
5. Начинаются проблемы с учебой.
6. Возникают проблемы со сном.
7. Снижается самооценка.
8. Возможно возникновение маний, фобий, вплоть до аутизма.
Среди мер первичной профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков следует назвать организацию досуга подрастающего поколения, направленную на развитие творческих способностей, художественного вкуса, высокой нравственности, на создание благоприятных условий для духовного обогащения.