Областной межведомственный проект
При поддержке Правительства Воронежской области. Координатор проекта  департамент здравоохранения Воронежской области

Советы

Кратко об актуальном: аутизм

Аутизм, аутистический синдром, расстройства аутистического спектра  это близкие понятия, указывающие на серьезные проблемы в развитии ребенка, которые проявляются уже в первые годы жизни и приводят к социальным, коммуникативным и поведенческим нарушениям.


Статистика указывает на то, что на 610 детей из 10000 приходится этот диагноз. Риск развития аутизма в четыре раза выше для мальчиков, чем для девочек. Аутизм является врожденным заболеванием в связи с нарушением процессов развития эмбриона, основными проявления которого сводятся к возникновению у ребенка трудностей в попытках общения с окружающими его людьми.


Итак, что собой представляет аутизм?


Симптомы этого заболевания, проявляются у детей в раннем возрасте до трех лет. Как правило, родители начинают замечать, что ребенок несколько отстает в развитии, что проявляется в его неумении говорить и вести себя так, как это характерно для детей в его возрасте. Причем нередко вообще не говорит ничего, от этого может создаваться впечатление о его глухоте. При проверке слуха подтверждается отсутствие такого рода отклонения. Также при аутизме больной использует избыточное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть повторения покачивания тела либо необъяснимая привязанность по отношению к некоторым предметам. Следует заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмом не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным.


Также родители больных аутизмом детей выделяют такую их особенность, как избегание ими зрительного контакта, а также предпочтение играм в одиночку. Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине соответствует в большинстве случаев показателям ниже среднего. Задержка или полное отсутствие речи не сопровождается жестами, ребенок будто не слышит обращений, просьб, инструкций. Не реагирует на «нет» и «нельзя», им трудно управлять. Он не использует речь для общения, при этом может повторять спонтанно цитаты из мультфильмов, сказок, но не обращаться к родителям. Ребенок не просит, а оперируя руками родителей молча ведет к месту желаемого. Речевые навыки спонтанны, без обратной связи. Специфические проявления дефекта по мере роста меняются, но особенность сохраняется и в период взросления.


Раннее диагностирование аутизма, а также последующее индивидуальное специальное обучение, а при необходимости и лечение  позволяет ребенку постепенно реализовать собственный потенциал. Избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя  все эти проявления надо обсудить с педиатром и пройти необходимое анкетирование с целью дальнейшего необходимого дообследования. Для этого в Воронеже организованы «ментальные центры».


У большинства детей с аутизмом отмечается наличие симптоматики, имеющей сходство с дефицитом внимания в комплексе с гиперактивностью. Зачастую больные аутизмом также располагают и необычным чувственным восприятием. К примеру, легкое прикосновение для них может быть болезненным, в то время как сильное сжатие  успокаивающим. В некоторых случаях боль и вовсе не ощущается.


В случае выявления расстройства аутистического спектра большую роль играет коррекционная работа и специальное обучение. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка. Внимательное совместное прохождение раннего периода развития позволяет ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и помочь ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться после неизбежных стрессов. Родители должны активно участвовать на всех этапах реабилитации, и по сути быть семейными тьютерами.


Несколько важных советов

Не верьте ни слишком оптимистичным, ни слишком пессимистичным прогнозам
Относитесь к аутичному ребенку не как к безнадежному инвалиду, не как к скрытому гению, который «всем еще покажет», и не как к инопланетянину. Аутизм  это все-таки заболевание, и оно не повод ни для бездействия, ни для стыда, ни для гордости. Не слушайте совета «просто любить, принимать таким как есть, не мучайте ребенка занятиями и диетами». Здесь нет дилеммы: любите и принимайте ребенка, боритесь с его заболеванием.


Постарайтесь начать реабилитацию ребенка как можно раньше, от этого будет зависеть результат
Высока вероятность того, что Ваш маленький аутист не станет полностью нейротипичным взрослым (хотя и это не исключено), но будущее качество его жизни, его способность получать удовольствие от осмысленной и полезной деятельности, быть самостоятельным, разделять радость с другими людьми во многом зависит от ваших сегодняшних усилий. Не ищите «волшебную таблетку от аутизма», не рассчитывайте на короткий и легкий путь.


Ведите дневник
Записывайте все, что вы делаете с ребенком, фиксируйте все изменения. Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую перспективу. Постарайтесь не думать, что вам тяжелее всех. Именно здесь таится опасность впасть в уныние, а то и в гордыню, потерять друзей. Общайтесь с родителями особых детей, обменивайтесь информацией и опытом, учитесь друг у друга. Вступайте в родительские сообщества, создавайте в своем сообществе реабилитационную и обучающую среду, читайте интернет-ресурсы по аутизму и пишите сами.


Принимайте помощь, особенно если вы только в начале пути
Со временем вы сможете помогать другим. Ваше здоровье и душевные силы  главный ресурс вашего ребенка. Постарайтесь заботиться о себе и принимать свою жизнь и свою судьбу. И, наконец, имейте в виду, что у тех, кто дает вам советы (включая и авторов этой статьи), не всегда получается в точности следовать им, но отнестись к этому стоит с юмором и должным смирением.

Мы в социальных сетях